Исследовательский проект для детей
старшего дошкольного возраста
«Воздух-невидимка»
«Воздух-невидимка»
Автор: воспитатель
старшей группы
МБДОУ ЦРР ДС № 251 Сабирова И. П.
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный
Актуальность:
Воздух – это
волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского
дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и
стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет
и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться
самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался
или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее
время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном
образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к
начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и
является экспериментирование.
Задача взрослых
помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать;
создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и
совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную,
художественную деятельность.
Участники
проекта: дети старшей группы,
воспитатель группы, родители.
Цель проекта:
Сформировать у
детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать
результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи:
1.
способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,
расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных,
растений;
2. научить
детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства,
устанавливать связи, изменения;
3. организовать
познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;
4. развивать у
детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с
детьми и взрослыми;
5. воспитывать
культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
6. развивать
творческую активность в создании художественных образов с использованием
свойств воздуха.
7. развивать познавательную
активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию,
коммуникативные навыки.
Сроки реализации проекта –
1 месяц
Этапы
реализации проекта
Подготовительный этап:
Изучение и
анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков
исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и
эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ
организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями
по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Моделирующий этап:
Подбор методик,
форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание
эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства
для родителей.
Основной этап:
Осуществление
поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического
материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми,
родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных
наблюдений и экспериментов с детьми.
Контрольный этап:
Анализ
проделанной работы, определение уровня компетенции родителей по организации
естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома.
Предполагаемый результат:
1.
Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
2. Организация выставки
«Воздух и мы».
3. Создание
альбома «Воздух вокруг нас»
4. Проведение
занятия совместно с родителями воспитанников: «Воздух - невидимка»
В результате реализации проекта дети
будут знать:
1. Где
находится воздух.
2. Роль воздуха
в жизни человека.
3. Роль воздуха
в жизни животных.
4. Роль воздуха
в жизни растений.
5. Для чего
нужен воздух.
6. Свойства
воздуха.
7. Правила
юного исследователя.
В результате реализации проекта дети
будут уметь:
1. Выполнять
действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать
вопросы, искать ответы.
3. Видеть
проблему по определенной теме.
4.
Формулировать цель, планировать задачи.
5. Выдвигать
гипотезы и проверять их.
6. Отбирать
средства и материалы для самостоятельной деятельности.
7. Проводить
посильные опыты и делать соответствующие выводы.
8. Оформлять
результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.
Основные направления в работе:
1. Работа с
детьми.
2. Работа с
родителями.
3. Работа с
сотрудниками.
4. Работа по
усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми
(планируется и
проводится в течение всего дня, через все виды деятельности):
• Занятия в кружке "Юные исследователи"
•
Экспериментальная деятельность дошкольников
• Поисково-исследовательская
деятельность
• Организация
игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых
• Организация
трудовой деятельности
• Организация
художественно-речевой деятельности
• Организация
изобразительной деятельности
• Рассматривание
картин, иллюстраций
• Организация
прогулок
• Чтение
художественных произведений
• Беседы
• Работа с
кроссвордами
• Выставка
детских рисунков
• Создание
музея «Мир воздуха»
Работа с родителями:
• Оформление
папок – передвижек, папок – раскладушек
• Организация
совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие
в развлечении
• Составление
кроссвордов
• Подбор
художественного слова, загадок
• Выставка
рисунков
• Выставка
иллюстраций, фотографий
•
Индивидуальные беседы
Работа с сотрудниками:
• Мастер-класс «Знакомство детей с явлениями неживой природы (на примере воздуха)
»
Список использованной литературы:
1. Виноградова
Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993
2. Журнал
дошкольное воспитание №3, 1999
0 коммент.:
Отправить комментарий