Проект "Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников"

Проект
«Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников»
  
Автор проекта: Сабирова Ирина Павловна
 воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 251
г. Челябинска
Участники: Дети старшей группы (5 – 6 лет  )
 2014-2015 г.г.

Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – исследовательский, практический
По предметно – содержательной области – развитие познавательной активности старшего дошкольника посредством исследовательской деятельности
По характеру контакта – открытый
По характеру участия – ребенок – воспитатель – родители
По количеству участников – групповой
Сроки реализации – долгосрочный

Актуальность
Потребность общества в личности нового типа – инициативной, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических, культурных условий нашей жизни и стремительными изменениями современного мира.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к исследованию.
Исследовательский проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Цель
Формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления
Гипотеза
Если удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы.
Основополагающий вопрос
Является ли элементарная исследовательская деятельность дошкольника действенным методом познавательного развития?
Дидактические задачи
1. Развитие психических процессов
2. Формирование способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий.
3. Развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, любознательности в ходе практической деятельности.
4. Совершенствование умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.
Методические задачи
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Формирование целевых ориентиров, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.
3.  Создание условий для деятельности кружка «Юный исследователь» и атмосферы успеха, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Аннотация
Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.
Познавательно – исследовательская деятельность в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Исследовательская деятельность организуется так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Она имеет разнообразные формы организации: учебно – игровую, коммуникативно – диалоговую, экспериментально – исследовательскую.
Исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, на умение доводить начатое дело до победного конца.
Проблемные вопросы
- Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников?
- Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для познавательного развития исследовательской деятельности в условиях семьи?
- Какие условия создать для социально – личностного развития дошкольника?
Темы самостоятельных исследований
1. Развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы;
2. Целевые прогулки как наглядный метод развития познавательных интересов дошкольника.
Программное обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт
Программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой
Механизм реализации проекта
Ребенок – воспитатель –  родитель
Принципы реализации
- принцип психологической комфортности
- принцип развивающего обучения
- принцип свободы выбора
- принцип личностно – ориентированный
- принцип интеграции
- принцип креативности
-принцип деятельности (включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции)
Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный) – сентябрь
2 этап (основной) – октябрь – апрель
3 этап (заключительный) – май
Подготовительный этап:
- Изучение состояние проблемы
- Изучение современных программ и технологий
- Анализ нормативно – правовой, организационно – методической, материально – технической базы
-Создание предметно – пространственной развивающей среды, уголка исследовательской деятельности в групповой комнате
- Разработка программы кружка «Юные исследователи»
- Родительское собрание в форме круглого стола «Развитие детской любознательности»
- Создание картотеки опытов и экспериментов, целевых прогулок, проблемных ситуаций
Основной этап:
- Кружковые занятия «Юный исследователь»
- Организация самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования
- Подготовка тематической информации для родителей
- Проведение экскурсий и целевых прогулок
- Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала
- Оформление альбома «Мои открытия»
- «Дни открытых дверей» для родителей
- Размещение материала на блоге детского сада
Заключительный этап:
- Защита проекта на базе МБДОУ
- Итоговое занятие кружка
- Обобщение опыта работы на педагогическом совете
Результативность проекта
1. Развитие познавательных способностей
2. Результативность кружка 
Выводы:
- В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники учатся самостоятельно действовать в соответствии с заданием;
- Исследовательская деятельность вызывает у детей интерес к познанию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность;
- Формируются способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности;
- Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) формирует необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствует развитию личности каждого ребенка;
- Привлечение родителей к реализации проекта повышает эмоциональный настрой детей и позволяет добиться большей эффективности в поставленной цели.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Copyright © Юные исследователи. All rights reserved.
Blogger template created by Templates Block | Start My Salary
Designed by Santhosh