Кружок "Юные исследователи"




Кружок
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»


Автор: Сабирова Ирина Павловна
 воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 251
г. Челябинска
Участники: Дети старшей группы (5 – 6 лет  )
Пояснительная записка
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
 Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать.  Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.

Цель работы кружка «Юные исследователи»:
Развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи кружка:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
1. развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
2. выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
3. развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
4. развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);
5. формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
Развитие у детей познавательных способностей:
1. мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
2. способов познания путем сенсорного анализа.
Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
1. развитие коммуникативности;
2. совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
3. развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Основные задачи исследовательской деятельности детей:
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Методы организации работы в кружке:
 - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
-наглядные
-практические
-игровые
 Основное оборудование для организации познавательно-исследовательской деятельности кружка:
  Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты;
  Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар.
Возраст детей:
Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Занятия кружка проводятся во второй половине дня в форме игровых занятий по 20 - 25 минут согласно планированию.
Результаты полученных знаний детьми, посещающих кружок, проверяются на итоговом занятии.

Основное содержание программы
1. Эксперименты с природным материалом.
Задачи
1. Сформировать представления детей о свойствах песка, камушков, снега.
2. Активизация речи и обогащение словарного запаса.
3. Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
5. Развитие восприятия и произвольного внимания.
2. Эксперименты с водой.
Задачи:
1. Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
2. Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
3. Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
4. Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.
5.Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
6. Познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.
7. Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
3. Эксперименты с воздухом.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).
2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
4 Эксперименты с предметами.
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
5. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию. 

План образовательной деятельности кружка «Юные исследователи»

месяц
Тема занятия
Цели
Сентябрь
«Почему песочные часы называются песочными?»
1.Выявить свойства песка и глины.
2.Развивать мышление.
 3.Воспитывать аккуратность при работе.

«Какими бывают камни?»
1. Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
2. Формировать мыслительные процессы.
 3.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
Октябрь
«Царство трёх ветров»
1. Познакомить детей с природным явлением как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
 2. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
 3.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

«Воздух-Невидимка»
1. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы.
 2. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать.
 3.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента.
Ноябрь
«Путешествие на бумажном кораблике»
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий.
 2. Развивать мышление, мелкую моторику кистей  рук.
3. Воспитывать любознательность, бережливость.

«Что лучше: бумага или ткань?»
1. Познакомить со свойствами ткани и бумаги, учить видеть их сходства и различия.
 2. Учит детей делать умозаключения и выводы.
 3.Воспитывать аккуратность при работе.
   
Декабрь
«Твёрдый-мягкий»
1.Учить детей различать и называть качества предметов «твёрдый», «мягкий».
 2. Дать детям первоначальные навыки экспериментирования.


«Сладкий - солёный»
1. Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: сахаре, соли; сравнивать их между собой, выделяя сходства и различия.
 2. Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать.
 3.Воспитывать аккуратность при работе.
Январь
«Опыт со снегом» (проводится на улице)
1. Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега.
 2. Формировать умение рассуждать.
 3. Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир.

«Освобождение бусинок из ледяного плена»
1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда.
 2. Развивать мышление при выборе способа действия.
 3.Воспитывать аккуратность при работе.
Февраль
«Необыкновенный мир магнитов»
1. Познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита.
 2.Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
 3.Воспитывать навыки взаимопомощи.

«Волшебное стекло»
1. Помочь детям выявить свойства стекла.
 2. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
 3.Воспитыватьбережное отношение к вещам.    
Март
«Значение воды в жизни человека»
1.Закрепить знания детей о неживой природе.
 2.Определить с помощью опытов состояние воды.
 3.Воспитывать бережное отношение к воде.

«Путешествие с капелькой»
1. Обогащать и уточнять              знания о воде. Дать понять значимость воды в жизни человека.
 2. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
Апрель
«Секрет сосновой шишки»
1 .Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.
 2. Развивать наблюдательность, смекалку.
 3. Воспитывать желание интересоваться объектами живой и неживой природы.

«Почва»
1. Уточнение знаний детей о свойствах почвы.
 2.Формировать у детей действия обследования, дающие возможность выявить свойства почвы.
 3.Воспитывание экологической культуры.
Май
«Живые тени»
1. Познакомить с понятиями «света» и «тени».
 2.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента.
3.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

«Секреты бабочки»
1. Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и приспособлении к природе.
 2. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности.
 3.Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе.

Показатели сформированности познавательно-исследовательской деятельности:
        Умение видеть проблему;
         Умение формулировать и задавать вопросы;
         Умение выдвигать гипотезы;
         Умение делать выводы и умозаключения;
         Умение доказывать и защищать свои идеи;
        Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.


Список используемой литературы
1. В. Н. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» 2013г.
2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» 2009г.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
5.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
7. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
8. Материалы Интернет-сайтов.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Copyright © Юные исследователи. All rights reserved.
Blogger template created by Templates Block | Start My Salary
Designed by Santhosh