Кружок
«ЮНЫЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Автор: Сабирова
Ирина Павловна
воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 251
г. Челябинска
Участники: Дети
старшей группы (5 – 6 лет )
Пояснительная
записка
Особое значение для развития детей дошкольного
возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В
период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира
благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом
возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний
и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития
дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес
дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования
этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой
деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет
познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Дети
по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность –
естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он
хочет познавать. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному
изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское
обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию,
проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «Как?» и
«Почему?».
Китайская
пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать
– и я пойму». Усваивается
всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное
проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению
данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования
заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и
экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с
новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а первые три года - практически единственным способом
познания мира.
Детское экспериментирование как специально
организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира
ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Таким образом,
познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной
потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и
усвоению нового, способствует творческому развитию личности.
Цель работы кружка «Юные исследователи»:
Развитие у дошкольников исследовательской
деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять
полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи кружка:
Расширение представлений детей об окружающем мире
через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
1. развитие у детей представления о химических
свойствах веществ;
2. выделение веществ из неоднородной смеси путем
отстаивания, фильтрования;
3. развитие представлений о свойствах (вода, песок,
глина, воздух, камень);
4. развитие элементарных математических представлений
(о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);
5. формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками
при проведении экспериментов.
Развитие у детей познавательных способностей:
1. мыслительных операций: анализ, классификация,
сравнение, обобщение;
2. способов познания путем сенсорного анализа.
Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
1. развитие коммуникативности;
2. совершенствование самостоятельности,
наблюдательности;
3. развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции
своих действий.
Основные задачи исследовательской деятельности детей:
- формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять
возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;
- формирование умения применять
данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием
различных вариантов;
- развитие желания пользоваться
специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе
совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Методы организации
работы в кружке:
-
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности
работы, совет)
-наглядные
-практические
-игровые
Основное оборудование для организации
познавательно-исследовательской деятельности кружка:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев,
семена;
Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар.
Возраст детей:
Старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Занятия кружка проводятся во второй половине
дня в форме игровых занятий по
20 - 25 минут согласно планированию.
Результаты полученных знаний детьми,
посещающих кружок, проверяются на итоговом занятии.
Основное содержание программы
1. Эксперименты с природным материалом.
Задачи
1. Сформировать представления детей о свойствах песка,
камушков, снега.
2. Активизация речи и обогащение словарного запаса.
3. Стимулирование логического мышления детей
(умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам
пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
5. Развитие восприятия и произвольного внимания.
2. Эксперименты с водой.
Задачи:
1. Показать, что вода не имеет формы, разливается,
течет.
2. Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что
простая кипяченая вода не имеет вкуса.
3. Вода не имеет запаха, приобретает запах
растворенного в ней вещества.
4. Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от
растворенного в ней вещества.
5.Подвести к обобщению "чистая вода -
прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность
воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
6. Познакомить со способами очистки загрязненной воды
с помощью фильтров.
7. Познакомить со способностью воды растворять
некоторые вещества.
3. Эксперименты с воздухом.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен,
невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль
воздуха в жизни человека, животных и растений).
2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни
человека и других живых организмов;
3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха
посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
4 Эксперименты с предметами.
1. Расширять представление детей о физических
свойствах окружающего мира:
2. Знакомить с различными свойствами веществ
(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
3. Формировать опыт выполнения правил техники
безопасности при проведении физических экспериментов.
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру.
5. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать
условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для
пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для
возможности радоваться сделанному открытию.
План
образовательной деятельности кружка «Юные исследователи»
месяц
|
Тема
занятия
|
Цели
|
Сентябрь
|
«Почему песочные часы называются песочными?»
|
1.Выявить свойства песка и глины.
2.Развивать мышление.
3.Воспитывать аккуратность при работе.
|
«Какими бывают камни?»
|
1. Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
2. Формировать мыслительные процессы.
3.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
|
|
Октябрь
|
«Царство трёх ветров»
|
1. Познакомить детей с природным явлением как ветер, его свойствами и
ролью в жизни человека.
2. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать
выводы.
3.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к
природе.
|
«Воздух-Невидимка»
|
1. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать
предметы.
2. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать.
3.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного
эксперимента.
|
|
Ноябрь
|
«Путешествие на бумажном кораблике»
|
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения
с ней различных действий.
2. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
3. Воспитывать любознательность, бережливость.
|
«Что лучше: бумага или ткань?»
|
1. Познакомить со свойствами ткани и бумаги, учить видеть их сходства и
различия.
2. Учит детей делать умозаключения и выводы.
3.Воспитывать аккуратность при работе.
|
|
Декабрь
|
«Твёрдый-мягкий»
|
1.Учить детей различать и называть качества предметов «твёрдый»,
«мягкий».
2. Дать детям первоначальные навыки экспериментирования.
|
«Сладкий - солёный»
|
1. Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: сахаре,
соли; сравнивать их между собой, выделяя сходства и различия.
2. Развивать навыки мыслительной деятельности, умение
анализировать.
3.Воспитывать аккуратность при работе.
|
|
Январь
|
«Опыт со снегом» (проводится на улице)
|
1. Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления
о свойствах снега.
2. Формировать умение рассуждать.
3. Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить
окружающий мир.
|
«Освобождение бусинок из ледяного плена»
|
1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда.
2. Развивать мышление при выборе способа действия.
3.Воспитывать аккуратность при работе.
|
|
Февраль
|
«Необыкновенный мир магнитов»
|
1. Познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила». Сформировать
представление о свойствах магнита.
2.Формирование умений приобретать знания посредством проведения
практических опытов, делать выводы, обобщения.
3.Воспитывать навыки взаимопомощи.
|
«Волшебное стекло»
|
1. Помочь детям выявить свойства стекла.
2. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
3.Воспитыватьбережное отношение к вещам.
|
|
Март
|
«Значение воды в жизни человека»
|
1.Закрепить знания детей о неживой природе.
2.Определить с помощью опытов состояние воды.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
|
«Путешествие с капелькой»
|
1. Обогащать и уточнять знания
о воде. Дать понять значимость воды в жизни человека.
2. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной
деятельности.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
|
|
Апрель
|
«Секрет сосновой шишки»
|
1 .Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды.
2. Развивать наблюдательность, смекалку.
3. Воспитывать желание интересоваться объектами живой и неживой
природы.
|
«Почва»
|
1. Уточнение знаний детей о свойствах почвы.
2.Формировать у детей действия обследования, дающие возможность
выявить свойства почвы.
3.Воспитывание экологической культуры.
|
|
Май
|
«Живые тени»
|
1. Познакомить с понятиями «света» и «тени».
2.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от
полученного эксперимента.
3.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
|
«Секреты бабочки»
|
1. Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и
приспособлении к природе.
2. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской
деятельности.
3.Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе.
|
Показатели сформированности познавательно-исследовательской
деятельности:
•
Умение видеть проблему;
•
Умение формулировать и задавать
вопросы;
•
Умение выдвигать гипотезы;
•
Умение делать выводы и
умозаключения;
•
Умение доказывать и защищать
свои идеи;
•
Умение самостоятельно действовать
на этапах исследования.
Список используемой литературы
1. В. Н. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность
в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» 2013г.
2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация
опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» 2009г.
3.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
4.
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N
4, 2004, с. 84 - 92
5. Короткова Н.А.
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в
детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н.
Прохорововй М., 2004
7.
Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное
воспитание. N 1, 2005
8.
Материалы Интернет-сайтов.
0 коммент.:
Отправить комментарий